понедельник, 12 октября 2009 г.

Хотят ли тестировщики быть программистами?

Недавно ехала в маршрутке и невольно пришлось подслушивать разговор двух начинающих разработчиков. Подслушивать пришлось потому, что сидела я прямо перед ними, а разговаривали они довольно громко - увлеченно хвастались друг другу своими мега достижениями в разработке каких-то суперсовременных алгоритмов поиска в университетской системе хранения информации :)
Из разговора я поняла, что в их небольшой команде разработчиков (кажется их там трое) имеется один тестировщик Вася. И что этот Вася (по их словам) непонятно чем занимается, поскольку все разработчики сами ж проверяют свой код :). А также, что Вася (тоже по их словам) давно метит в разработчики.
Как то заинтересовала меня фраза, так уверенно и гордо произнесенная одним из парней - "Ну какой же тестировщик не хочет быть программистом!".
Я конечно не знакома в тестировщиком Васей и не могу сказать хочет или не хочет он быть программистом, также не могу судить о его отношении к тестированию и его тестерских способностях, но могу сказать с уверенностью на 100%, что я вот никогда, с тех пор как начала работать тестировщиком, не мечтала стать программистом. Более того, по образованию инженер-программист я осознанно пошла в тестировщики, поскольку мне эта профессия показалась намного интереснее. И ни разу не жалею о своем выборе.
Также, за вот уже более 4 года работы я ни разу не встречала настоящего тестировщика, который хотел бы быть программистом. Я не зря говорю "настоящего тестировщика", потому что попадаются иногда ненастоящие тестировщики, например:
  • те, кто пытается пробраться в программисты через временную работу тестировщиком (типа поработаю, освоюсь в компании, наберусь знаний и опыта и постепенно...)
  • те, кто вообще ни кем не хочет быть, а деньги нужны, кушать хочется - почему бы и тестировщиком не "работать".
Стало мне очень интересно, есть ли среди нас такие, что мечтают стать программистами.
Коллеги, если не трудно и не секрет, напишите в комменты. Хотите ли Вы перейти в программисты? Если да, то по каким причинам Вы хотите стать программистом? Если нет и никогда не хотели, тогда напишите что же Вам так нравится в профессии тестировщика? Почему она нравится вам больше чем профессия программиста?

9 комментариев:

  1. Когда только устроился работать тестировщиком по началу было такое "Ну ладно, поработаю тестировщиком, опыта наберусь, а потом перейду в программисты". Сидел, работал, одновременно учил новые для себя языки программирования. Но что то постоянно меня удерживало перейти в программисты. Только через некоторое время я понял, что не мое это. Что не смогу я изо дня в день сидеть над одним и тем же кодом. Однако за время работы тестировщиком набрался опыта, знаний в программировании, в администрировании серверов. Знания приобретенные естественно не мешают.
    Но естественно сидеть всю жизнь в тестировщиках я не хотел и не хочу. Сейчас есть продвижения по менеджерской линии. Есть направления, которые более интересны.

    Вывод. Ребята в самом начале вашей рабочей карьеры не обманывайте себя и работадателей. Не идите в тестировщики только для того, чтобы потом стать программистами. Не идите в тестировщики только для того, чтобы просто работать в IT сфере.
    Я не раз встречался с такими людьми, которые стесняются своей работы тестировщиком со словами "Да щас посижу чу чуть в тестировщиках, а там перейду в разработчики". Это чушь, так до сих пор и сидят на том же стуле.
    Сорри за сумбур.

    ОтветитьУдалить
  2. мммм.... Сейчас я работаю тестировщиком, так же как некогда работал программистом и думаю, что совмещать данные роли можно и полезно. Чтобы знать что тестировать, нужно и полезно знать, как это разрабатывалось. Поэтому человеку осуществившему переход из тестировщика в программисты или обратно не стоит испытывать муки совести. Это нормальная практика - работа должна приносить удовлетворение. Смена направления работы часто приносит пользу, если основывается не на простом "хочу", а на "хочу ради знаний и пользы дела".

    ОтветитьУдалить
  3. Это заблуждение, но - нормальное. Имеет корни и право на существование.

    ОтветитьУдалить
  4. 2 Алексей Лупан.
    Не совсем понятно в чем заблуждение. По Вашему мнению, тестировщики все-таки хотят или не хотят стать программистами?
    И что за корни? Интересно очень.

    ОтветитьУдалить
  5. Когда-то тестированием занимались по принуждению, а не потому, что это отдельная профессия :) Тестированием занимались сами разработчики. Эти занятия противположны, тестирование кажется неимоверно скучным и тупым занятием, поэтому считалось, что "в тестирование ссылают"...

    Профессиональные тестировщики начали идентифицироваться только в 80-е годы прошлого века. С развитием автопарка компьютеров по всему миру появилось много-много пользователей, которые пользовались программами не так, как написано в документации. Они вообще документацию не читали. А все претензии предъявляли разработчикам. Чтобы защититься от этих толп варваров, менеджеры проектов начали делать пор на тестировании своих продуктов, чтобы снизить количество рекламаций. В каком-то смысле тестирование только для того и предназначено - проверить софт с точки зрения конечного пользователя ДО ТОГО, как за дело возьмется этот непредсказуемый "конечный пользователь".

    Поэтому профессия стала важной. Вообще оформилась, как профессия. Появилась теория. Появился большой пласт практических знаний. Появилась система, алгоритмизированность. Теперь тестирование получается лучше у того, кто к нему больше подготовлен.

    Однако в массе своей тестировщик - менее квалифицированное занятие, нежели программирование. Например, без тестировщика можно выпустить продукт и заработать деньги. Без программиста - нет. Поэтому программист ценится больше.

    Для занятия программированием одного образования не хватает, нужны еще предрасположенность и особенность мышления. А тестированием может заниматься почти каждый человек, который не боится компьютерной мышки. Особенно это связано с тем, что в тестировании есть несколько пластов - есть исследование, и есть проверка. Для исследования нужны разум и сообразительность, предрасположенность и знания. Для проверки (по кем-то уже написанному скрипту) нужны усидчивость и простое желание забрать свои деньги и пойти домой.

    Кто-то эти качества совмещает. Кто-то нет.

    Исследователей - меньше, чем проверяльщиков. Чаще всего под словом "тестировщик" подразумевается проверяльщик. Разумеется, ни один человек, который вкусил силу программирования, не захочет стать "глупым проверяльщиком".

    Да и денег у программистов всегда с нуля больше, чем у тестировщиков.

    И у программистов есть кастовость, которая некоторым личностям очень гладит "эго". Тестировщики в эту касту не входят. На них глядят чуть свысока :) Кто хочет быть шудрой? Никто. Все хотят быть браминами.

    И пацаны из приведенного примера в принципе правы. Они в заблуждении, которое настолько распространено, что воспринимается как система. Однако могу оценить их уровень в программировании как "начальный", они еще не знают взаимосвязи между умным программистом и умным тестировщиком. Вместе они - силища. Если оба не страдают кастовым расизмом.

    Стать тестировщиком проще, чем программистом. Поэтому многие рассматривают тестирование как "входной билет в мир IT". На этом этапе, конечно, все говорят, что "некоторое время позанимаюсь, а уж потом..." Фигня в том, что это настолько разные подходы, что многим переход так и не удается.

    Кто-то считает, что можно стать сперва тестировщиком-автоматизатором, а оттуда, мол, до программирования один шаг. Это неверно, ибо задачи, которые решает программист, и методы, которые он использует, очень сильно отличаются от задач и методов, с которыми работает тестировщик-автоматизатор.

    Чтобы стать программистом, нужно сразу браться за работу программиста, а не "через тестирование".

    Некоторые люди, которые с этой проблемой столкнулись как с нерешаемой, очень разочарованы, и в какой-то момент заявляют, что "нафиг мне быть программистом, я и в тестировании чувствую себя хорошо". Это тоже нормально. Это бывает.

    ОтветитьУдалить
  6. Я тоже когда-то думал, что позанимаюсь тестированием, а потом стану программистом :) Искренне думал. Я не знал многого из того, что знаю сейчас. Я сейчас высококвалифицированный тестировщик. У меня большая, по меркам моего Кишинева, зарплата, и кроме зарплаты дополнительный заработок и интересные занятия. У меня большие обязанности и перспективы. Я уже много недель сижу над компом до трех ночи, потому что меня прёт, и мне надо успеть дописать, дотестировать, допроверить, допрограммировать еще кое-что кое-о-чем... Мне, собственно, программирование как работа уже нафиг не уперлось. Если я сейчас решу стать программистом, то я уберу с рынка опытного тестировщика и принесу слабого программиста, который еще неизвестно, если "выстрелит" - а это глупо.

    У меня сейчас больше проблема в том, что мне в сутках времени не хватает, и дома ворчат, если я засиживаюсь допоздна.

    Я умею программировать "для себя" на низком уровне, и довольно часто этим занимаюсь, особенно когда работаю с офисными приложениями - Visual Basic рулит, я на нем чудеса делаю.

    На работе я совмещаю ручное тестирование с автоматизированным - сам себе стал скрипты записывать, без указания или поддержки. Потом начальству показал - крайне одобрили. Это очень крутое ощущение. Это сила.

    Насчет выбора профессии - большинство людей профессией выбирают то, что им удается легче всего. Если у меня все получается в тестировании - почему бы не сделать тестирование своей профессией? Чтобы при этом еще и программистом стать - нужно много или времени затратить, с неизвестным результатом. Лично у меня это уже третья профессия, я почти всем доволен ;)

    Есть еще такое понятие как "треугольник профессионализма". Представьте себе три точки - Знание, Контроль, Ответственность. Их расположение - именно в таком порядке.

    Деньги и профессионализм лежат в точке "Ответственность". Если я могу взять на себя ответственость за тестирование на фирме - все путём. Но чтобы его взять, мне нужно уметь контролировать весь этот процесс. Поэтому сделаем шаг назад и уточним, могу ли я контролировать ситуацию?

    Если нет, то сделаем еще шаг назад и уточним, есть ли у меня Знания для того, чтобы контролировать процесс, и, соответственно, взять на себя ответственность за него? Если нет - сидим смирно и учимся.

    Обычно в качестве примера этих взаимосвязей используется пример управления автомобилем. Я должен ЗНАТЬ, как она работает и как себя вести в разных условиях на дороге для того, чтобы КОНТРОЛИРОВАТЬ машину, и следовательно, взять на себя ОТВЕСТВЕННОСТЬ за управление ею.

    Дык вот, если в плане треугольника профессионализма у меня что-то получается в тестировании, то и ежику понятно, что надо нарабатывать знания и брать на себя больше ответственности. Деньги там, где ответственность.

    Могу подсказать, что Джеймс Бах (тот самый тестировщик) "поднял с тестирования" различными путями несколько миллионов долларов. То есть, в тестировании есть нечто большее, чем кажется. Но осознание этого факта доступно не всем.

    Ничего, что я так многословно?

    ОтветитьУдалить
  7. Алексей! Супер. Большое спасибо за подробное изложение :)

    Кстати, у тестировщиков, как и у программистов, тоже есть кастовость. Есть начинающие и профессионалы, до которых мечтают дорасти начинающие. А еще у тестировщиков (тоже как и у программистов) есть убеждение, что они принадлежат к особенной группе людей, которые на мир смотрят особенно (везде видят баги:) ).

    А также, далеко не все коллеги программисты смотрят на тестировщиков свысока. Многие поражаются нашей способности обо всем в проекте знать, со всеми контактировать и при этом находить поразительные баги.

    И что бы там не говорили о тестировщиках - от нас ближе дорога в проджект менеджеры, чем от программистов:). Профессия такая, что приходится знать проект от сих до сих, общаться с заказчиками, прогнозировать... В то время, как программист сосредоточен на своей узкой задаче месяцами, и у него нет ни времени ни возможности посмотреть вокруг.

    Это я говорю о "думающих тестировщиках" - исследователях, как Вы выразились. Если всю жизнь сидеть и кликать - то это конечно никак не развивает и никакого интереса не возбуждает.

    ОтветитьУдалить
  8. А я вот не люблю работу тестеровщика, хотя самому от безвыходности прищлось сюда идти. Всю жизнь работал одмином и вот на тебе, приехал в штаты, язык хреновый, пришлось идти. Программером никогда стать не хотел и не хочу, знаю что не мое, слишком муторно это

    ОтветитьУдалить
  9. Не мечтал об этом =)И никогда не понимал тестировщиков которые стремятся научится программировать. Зачем? Для этого и есть программисты собственно.

    Кроме того мне кажется что программирование это довольно нудное занятие... Также мне нравится находить ошибки, а не создавать их =)

    ОтветитьУдалить